СТАНОВЛЕНИЕ ДУМСКОЙ МОНАРХИИ. ДУМСКАЯ МОНАРХИЯ

Государственные думы: работают… В феврале — марте 1906 г. состоялись выборы в 1-ю Государственную думу. Они шли по «куриям». Таковых было определено четыре: землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. Критики выборной системы утверждали, что она антидемократична, не носит всеобщего и равного характера. Однако их оппоненты говорили, что в реальности всеобщего избирательного права не существует. Повсюду существовали цензы образовательные, оседлости, имущественные, установленные в целях недопущения к выборам лиц, неспособных совершить осознанный выбор. Избирательное законодательство, по мнению правительства, должно было обеспечить поддержку умеренным реформам, начатым 17 октября 1905 г.
В ходе выборов столкнулись как правительственные интересы, так и интересы либеральной оппозиции. Крайне левые партии (большевики) бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Либералы утверждали, что правительство можно обуздать избирательными бюллетенями. Ими разрабатывались проекты аграрной реформы, учитывающей интересы крестьянства. В состав 1-й Думы вошли около 200 представителей крестьянства и столько же интеллигенции. Общим настроем думцев было противостояние правительству. Широкие обещания, которые они давали своим избирателям, не могли быть реализованы немедленно. Для этого требовались годы и годы. Но нетерпение делало свое дело, и конфронтационяый напор большинства думцев был налицо.
Правительство считало, что Дума должна быть взята под контроль. Но власти не были едины в этом вопросе. Если Витте допускал отчуждение части помещичьих земель за выкуп в пользу крестьян, что в принципе не нарушало право частной собственности, то большинство министров и чиновников были решительными противниками этого. Они были настроены на то, чтобы оставить думцам декоративную роль. Попыток найти компромисс обе стороны не предпринимали.
1-я Дума начала свою работу 27 апреля 1906 г. в Санкт-Петербурге в специально перестроенном для этой цели Таврическом дворце. Утром Николай II принял думцев в Зимнем дворце, обратившись к ним с речью, в которой обещал гарантировать «Основные законы», выразил уважение к крестьянству и деятелям просвещения и напомнил, что одной свободы для благоденствия государства мало — необходим еще и порядок. На улицах города думцев восторженно приветствовали толпы горожан. В Таврическом дворце началась работа. Первым председателем Думы был избран умеренный либерал, профессор римского права С. А.» Муромцев, представитель партии кадетов. Руководство большинством комиссий Думы приняли на себя также кадеты. На первом заседании громче всего звучали требования политической амнистии.
Дума имела дело уже с новым Советом министров. Неудача проправительственных кандидатов на выборах вынудила уйти в отставку С. Ю. Витте. Его преемником стал И. Л. Горемыкин, сторонник абсолютного самодержавия и традиционных устоев, не признававший политических новаций. Правительство фактически игнорировало Думу, что приводило к обидам депутатов и усиливало их радикализм.
Наряду с требованием немедленной амнистии Дума под давлением крестьянских депутатов выступила с требованием отчуждения части частновладельческих земель. Правительство стояло твердо на том, что амнистия не может распространяться на террористов, участников вооруженных действий и
т. п. Целый месяц думцы не могли приступить к законотворческой деятельности. Лишь 28 мая 1906 г. правительство внесло первый законопроект. Это был проект об устройстве прачечной и оранжереи в Юрьевском университете (ныне г. Тарту в Эстонии).
В Думу было внесено три аграрных проекта: кадетов, трудовиков и эсеров. Все они в той или иной мере предусматривали отчуждение помещичьих земель. Правительство отказалось обсуждать вопрос о земельном переделе.
Работа в 1-й Думе не шла, почти каждое заседание заканчивалось скандалом.
. Решительное заявление думцев о том, что они не отступят с позиции отчуждения помещичьих земель, стало поводом для роспуска Думы. Манифест об этом был подписан 9 июля 1906 г. Таврический дворец был оцеплен войсками, а 178 депутатов уехали в Выборг, находившийся на территории Финляндии, где российская полиция не имела права действовать. Депутаты приняли Выборгское воззвание, в котором призвали народ к пассивному сопротивлению: неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и ряду других ненасильственных акций.
Таким образом, 1-я Государственная дума просуществовала всего 72 дня. Ее работа происходила на фоне хотя и ослабевших, но зримых революционных событий. Революционеры не прекращали террористических актов против представителей администрации. При этом гибли невинные люди. Акты насилия предпринимались со стороны крайне националистических групп. Очень неспокойно было на окраинах империи. В этих условиях необходимо было достижение компромисса между правительством и умеренной частью оппозиции. В ходе неофициальных переговоров ряда правительственных деятелей (П. А. Столыпин) и либералов (П. Н. Милюков) вставал даже вопрос о вхождении кадетов в правительство, но дальше разговоров дело не пошло.
Выборгское воззвание не произвело большого эффекта. Однако правительство Горемыкина вынуждено было уйти в отставку. Новым председателем Совета министров с сохранением поста министра внутренних дел стал П. А. Столыпин. Но в целом обстановка в стране летом 1906 г. вновь обостри-
лась. В середине июля прошли вооруженные выступления в гарнизонах Свеаборгской крепости (Финляндия), в Кронштадте, была попытка провести всеобщую забастовку в Москве.
12 августа террористы организовали взрыв на даче Столыпина на окраине Петербурга. Было убито 27 человек, дожидавшихся приема, среди искалеченных была его 14-летняя дочь. Столыпин чудом остался невредим.
С конца ноября 1906 г. началась избирательная кампания во 2-ю Государственную думу. Она проходила по старому избирательному закону. Результаты выборов были двоякими. Кадеты потеряли большинство в Думе. Однако активное продвижение более левых сил — свыше сотни крестьян-трудовиков, 65 социал-демократов, более пятидесяти социалистов других оттенков — делало этот состав Думы левее предыдущего. Правые националисты были в значительном количественном меньшинстве, но оказались чрезвычайно активны на думской трибуне. Законотворческая работа Думы нового состава оказалась не более плодотворной, чем предыдущего. Зато думская трибуна использовалась ораторами всех направлений с целью изложения своих политических позиций. Попытки чисти умеренных либералов призвать депутатов «беречь Думу» не имели успеха.
Председатель Совета министров П. А. Столыпин часто выступал в Думе. Его выступления представляли собой программу, сочетавшую как перспективу решительных экономических реформ, направленных на расширение и укрепление права частной собственности, так и твердую убежденность в необходимости наведения порядка. Вместе с тем Столыпин искал контакта с умеренными либералами, намечая перспективы расширения гражданских прав и свобод.
С апреля 1907 г., когда революция пошла на спад, правительство начало разрабатывать новый избирательный закон, который был призван обеспечить изоляцию левых депутатов. Поэтому интерес к работе Думы упал. Всем было ясно, что повод для роспуска Думы обязательно даст она сама. В мае на квартире одного из депутатов от социал-демократи-
ческой фракции были арестованы несколько членов подпольной армейской организации, найдены обращения к солдатам относительно восстания. Столыпин потребовал лишения депутатской неприкосновенности всех социал-демократов за устройство военного заговора. Дума потребовала доказательств и не сочла их убедительными.
Сомнения думцев были справедливы. До сих пор не выяснено, был ли заговор в реальности или это была провокация. Но правительство отказалось от дальнейшего обсуждения. 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест о введении нового избирательного закона и роспуске 2-й Думы. Она проработала 102 дня. Революционный пыл к этому времени стих окончательно. Никаких волнений и демонстраций по этому поводу не было. Роспуск Думы сопровождался арестом части депутатов — социал-демократов.
Таким образом, ни правительство, ни обе Думы не смогли в полной мере осознать свою ответственность перед Российским государством, прийти к разумному компромиссу во имя позитивных целей.
Либеральные партии и группы в 1905— 1907 гг. Революционные события начала века вывели российский либерализм и его партии и группы в качестве наиболее представительной силы образованного российского общества. Российские либералы в целом были убежденными сторонниками нераздельности Российского государства, его силы и мощи. Однако они видели пути реализации этой задачи по-своему. Уже на рубеже веков либералы стали создавать свои группы, ставшие прообразом политических партий. Среди них выделялось полулегальное общество «Беседа», организовывались столь же полулегальные встречи («Частные беседы земских деятелей»). Выехавшая под видом туристов в Швейцарию в 1903 г. группа либералов-интеллигентов образовала «Союз освобождения».
Весной 1905 г. «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов» и ряд иных либеральных организаций образовали «Союз союзов». К этому времени уже была разработана программа конституционно-демократической партии. К концу 1905 г. в России уже действовало свыше 70 региональных кадетских комитетов. Основной социальной базой кадетской партии стала интеллигенция, составившая почти 90% ее состава. Множество блестящих имен, оппозиционность в сочетании с работоспособностью кадетских лидеров в публицистике, большими связями в крупных столичных газетах и журналах, влиянием в студенческой среде — все это вывело кадетов в число победителей на выборах в 1-ю Думу. Кадеты в программных и идейных установках делали ставку на реформы и компромисс, отрицая крайности. Один из видных теоретиков партии, П. Б. Струве, писал: «В бесконечных муках рождается национальное сознание. На пути ему стоят два врага и два близнеца, друг друга питающие и стремящиеся сожрать друг друга: бюрократия и сектантская партийность. Они обе стремятся к диктатуре и стремятся сделать невозможными те необходимые соглашения, в которых и создается нация, а анархия и реакция будут побеждены возведенной в закон революцией».
Однако азарт политической борьбы привел в ходе революционных событий к несколько иной практике. Потеряв надежду на соглашение с правительством, при котором бы кадеты получили места в правительстве, они сосредоточивают свои ораторские и политические способности на критике правительства вообще, не видя, не замечая оттенков в деятельности Витте, Горемыкина, Столыпина. Отвергая в принципе насильственные методы борьбы, кадеты акцентировали внимание общественности на насилии правительственных структур, невольно оправдывая деятельность революционных террористов.
Стратегическая цель конституционных демократов определялась ими как конституционная монархия с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с соблюдением всех политических прав и свобод личности. В 1-й Думе большинство кадетов выступали с лозунгом создания правительства, ответственного перед Думой. Во 2-й Думе они не без давления Столыпина смягчили свои лозунги, встав на платформу создания правительства, «пользующегося доверием большинства».
В целом их политическая модель устройства общества подходила к любой идеальной демократической стране.
В национальном вопросе кадеты занимали позиции, которые давали их оппонентам из социалистического лагеря возможность обвинять их в «великодержавности». Кадеты были противниками права наций и народностей на политическое самоопределение, допуская лишь национально-культурное самоопределение, которое предполагало, по мнению кадетских лидеров, использование национальных языков в системе образования, в книгоиздании, судопроизводстве. В ряде случаев (для Польши и Финляндии) кадеты признавали более широкую автономию, но в рамках единого Российского государства. Часть философов из числа кадетов, например П. Б. Струве, мучительно искали ответ на вопрос о роли русского народа в истории империи, выступали поборниками русского национального самосознания, но не за счет унижения и умаления роли других народов.
Кадеты выдвинули группу влиятельных политиков начала века. Наибольшую известность приобрел П. Н. Милюков. Известный историк, ученик В. О. Ключевского, автор фундаментального труда «Очерки по истории русской культуры», Милюков с конца XIX века включился в либерально-оппозиционное движение, подвергался ссылке, заключению, но при этом никогда не пропагандировал революционных идей, хотя не раз встречался с революционными лидерами. Он не был депутатом 1-й и 2-й Государственных дум, но фактически направлял деятельность кадетской партии. Лишенный по натуре тяги к закулисным интригам, Милюков мало участвовал в разного рода тайных и полулегальных обществах. Его стихией была парламентская и публицистическая деятельность. Слабой стороной Милюкова было то, что нередко он, увлеченный выработкой политических схем, не мог уловить неожиданные повороты реальной жизни, реальной истории.
Кадеты не настаивали на железной партийной дисциплине в своей партии. Поэтому на волне 1905 г. к ним примкнуло немало людей, которые потом довольно быстро отошли от политической де-
ятельности. Если к весне 1906 г. в России насчитывалось более 270 кадетских комитетов, то к началу 1908 г. их число сократилось впятеро. Особенно ощущалось падение кадетского влияния в сельской местности. Общая численность партии сократилась вдвое. Кадеты стали типичной партией городской либеральной интеллигенции. Такой состав обеспечил их силу и их слабость одновременно.
Либерально-консервативной по духу была партия «Союз 17 октября», или октябристы. Уже само название партии говорит о времени ее образования. Октябристы стояли на позициях известного Манифеста, положив его в основу программных требований. Октябристы не являлись оппозиционерами в полном смысле этого слова. Они не шли ни на какие значимые контакты с левыми и занимали последовательно антисоциалистические позиции. Они также выступали против популярной в то время идеи Учредительного собрания, считая, что создание Думы в целом завершило процесс конституционных преобразований. Однако они не отказывались от эволюционного, медленного, осторожного совершенствования «Основных законов» Российской империи. Российская империя виделась октябристам как наследственная конституционная монархия со значительными прерогативами монарха, которые должны быть четко ограничены законами. Такая политическая конструкция должна была обеспечить единение царя с народом. Общедемократические политические лозунги сочетались у октябристов с требованием свободы промышленности, торговли, приобретения собственности и свободы распоряжения ею. Октябристы были противниками отчуждения помещичьих земель, но выступали за всемерное поощрение зажиточных крестьянских хозяйств, за освобождение их от оков общины. Они во многом предвосхитили столыпинские реформы. В рабочем вопросе октябристы выступали за «попечительскую политику», сокращение рабочего дня, страховое законодательство. По национальному вопросу октябристы поддерживали идею укрепления общерусского начала, отрицали не только самоопределение, но и в значительной мере национально-культурную автономию, хотя пропагандировали содействие в улучшении быта и культуры народов империи. Россия для них была «едина и неделима». Таким образом, «Союз 17 октября», будучи либеральной партией в вопросах экономического развития, был весьма близок и консервативным взглядам в проблемах государственного устройства. Его стратегия: сочетание активной экономической модернизации с умеренными политическими реформами.
Одним из лидеров октябристов был А. И. Гучков, выходец из богатой предпринимательской семьи, ведущей родословную от крепостных крестьян, закончивший блестяще гимназию и историко-филологический факультет Московского университета, доброволец англо-бурской войны, сражавшийся против англичан, известный дуэлянт, блестящий оратор, он отличался в большей степени личной неукротимой энергией, чем способностью к организаторской работе. Как и кадеты, октябристы не имели жесткой организации и в ходе событий 1905—1907 гг. не заручились широкой поддержкой в массах.
В своих выступлениях октябристы порой резко критиковали правительство за недостаточную, по их мнению, реализацию Манифеста 17 октября, за непоследовательность и неповоротливость. Они, в отличие от кадетов, решительно поддержали правительство в период подавления вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 г. Октябристы провели в 1-ю Думу 17 депутатов и почти вдвое увеличили свое представительство во 2-й Думе. Там они последовательно голосовали против всех предложений, вносимых социалистами и трудовиками, поддерживали столыпинскую политическую линию. В мае 1907 г., принимая делегацию Думы, Николай II обратился к депутатам-октябристам со словами: «Очень рад видеть и благодарю вас за вашу предан- . ность и любовь к России и ко мне. Сожалею, что не вся Дума состоит из таких людей, как вы: тогда спокойна была бы Россия, а я был бы счастлив». В целом либерал-консерваторы из «Союза 17 октября» испытали сильное влияние либерально-земского конституционализма. Однако слабость их позиций, сказавшаяся на результатах думских выборов, отражала историческую слабость русской буржуазии, которая только в начале столетия начала вклю-
чаться в политическую жизнь страны. Не было в ее рядах единства. К октябристам так или иначе примыкали еще 18 различных партийных организаций, такие, как Торгово-промышленный союз, Прогрессивно-экономическая партия, Партия правового порядка, Балтийская конституционная партия и др. К кадетам были близки Партия демократических реформ, Демократический союз конституционалистов, Партия мирного обновления и др. Такое обилие мелких и маловлиятельных партий отнюдь не содействовало масштабным действиям либералов и либерал-консерваторов, ограничивало их возможности, снижало их влияние. Тем не менее из революционных событий 1905—1907 гг. их главные силы вышли хотя и с потерями, но сохранив политическое ядро неспособность к действиям в своей профессиональной и социальной среде.
Правые партии и группы в 1905—1907 гг.
В любой стране, где возникает оппозиция существующему строю, правящему режиму, неизбежно появляются группы и-партии, которые их поддерживают. В ряде случаев такие партии и группы существуют при помощи и покровительстве правительства. Но несомненно, что немалая доля участников подобных движений и организаций вполне искренне принимает сторону власти, исходя из своих идеалов и представлений. Россия не была исключением из этого правила.
Монархическо-правительственный лагерь в событиях 1905—1907 гг. поддерживало свыше десяти политических партий и множество организаций, к ним примыкавших. Они, как правило, возникали в ответ на формирование либеральных и социалистических партий и групп, которые совокупно рассматривались ими в качестве общего врага. Хотя еще в самом начале XX века прообразы таких партий начали появляться в столицах и в провинции. В 1900 г. в Петербурге возникло общество «Русская беседа», одним из активных участников которого был В. М. Пуришкевич. Официальные цели общества декларировались как изучение явлений русской и славянской народной жизни в прошлом и настоящем; разработка вопросов русской и вообще славянской словесности, художеств, народоведения и народного хозяйства; сохранение чистоты и правильности русской речи. К 1903 г. в «Русской беседе» состояло до полутора тысяч человек. Местные отделения общества работали в Харькове, Киеве, Вильно, Казани, то есть, как правило, в районах империи, населенных так называемыми инородцами. В качестве программного был поднят на щит классический имперский лозунг: «Православие, самодержавие, народность». «Русская беседа» стала местом, откуда вышли различные правонационалисти- чес-кие группировки. В отличие от консерваторов и либерал-консерваторов правые националисты стремились разделить население империи на русских, которых они считали синонимом православных, и на всех остальных, которые, по мнению правых националистов, представляли к началу века реальную угрозу русскому, славянскому контингенту империи.
Все беды русских, империи в целом, утверждали правые националисты, происходят от действующих засекреченных всемирных масонских или иудо-ма-сонских организаций. Только опора на триединство самодержавия, православия, народности, монарха и общину, изоляция от растленного влияния западных новшеств способны были в соответствии с их доктриной удержать Россию в спокойствии.
С подачи большинства самых правых националистов их стали именовать «черносотенцы». Исторически «черной сотней» в Древней Руси называли тяглое посадское население, простой «черный люд». Именно на них, потомков этих людей, и было рассчитано данное название. Это подчеркивалось в «Руководстве монархиста-черносотенца»: «Почетное ли это название — «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников…» Все народы делились ими на дружественные и враждебные. К последним относились евреи, кавказцы, поляки, финны.
Правые националисты, как правило, не принимали Манифест 17 октября, хотя и воспользовались его результатами. До этой даты они не решались создавать политические партии, считая это «недо-
зволенным». Правда, весной 1905 г. возникла «Русская монархическая партия», но она оказалась малочисленной и маловлиятельной. По мере нарастания активности революционных групп и партий, расширения либеральной агитации правые националисты также начали сорганизовываться. Но сразу же в их среде возникло острое соперничество за лидерство. Одни организации проявили себя только на местном уровне, другие пытались приобрести общеимперский характер. Черносотенная интеллигенция, понимая слабость своего влияния в родственной ей интеллектуальной среде, пыталась активно работать среди крестьян, рабочих, новых городских слоев, мелких торговцев, испытывавших конкуренцию со стороны таких же мелких торговцев, но иных национальностей.
Лидеры черносотенных организаций утверждали, что в их рядах насчитывается до трех миллионов человек. Однако эти данные были явно завышены. Неудачи черносотенцев на выборах в Государственные думы не дают основания преувеличивать их реальное влияние. Выбирая между национальным вопросом и перспективой получения земли, крестьянин, как правило, голосовал за тех, кто обещал решить земельный вопрос.
Крупнейшей и известнейшей организацией такого рода был «Союз русского народа», возглавлявшийся детским врачом А. И. Дубровиным. Формально в нем числилось до 400 тыс. человек. Известность получили также «Русский народный союз имени Михаила Архангела», «Союз русских людей», «Общество активной борьбы с революцией и анархией» и др.
В ходе революционных событий стали проявляться оттенки во взглядах лидеров подобных организаций. Некоторые стали признавать право крестьян на выход из общины, однако без права купли-продажи земли. Другие сконцентрировали свое внимание на обличении революционеров, акцентируя пропаганду на справедливом недовольстве обывателей усиливающимися беспорядками в стране. Так, ярославский отдел «Союза русского народа» писал осенью 1906 г. в своем воззвании: «Нестерпимо тяжело стало нам жить. Где покой? Где былая радость? Все ходят понурые, унылые, все ждут новых бед и ужасов, и не видно конца им. Кого мы видим и слышим? О чем читаем ежедневно в газетах? Только и есть: беспорядки, забастовки, грабежи, поджоги, убийства, открытое неповиновение властям, возмущения и мятежи; учащиеся не хотят учиться, рабочие работать, предъявляют свои требования, указывают на свои права и не хотят ничего слышать об обязанностях…»
Характерным для черносотенцев было и подозрительное отношение к рыночно-капиталистичес-кой модернизации, в которой они видели измену «особому пути» российской истории. Так, еженедельник «За Царя, за Родину» писал: «Буржуазия, которой у нас прежде не замечалось, теперь народилась и угрожает государственной власти, трудовому мелкому, честному крестьянскому сословию и мещанству. Конечно, этим воспользуются масоны и евреи, дабы канонизировать для своих целей русскую буржуазию — самую, может быть, наглую и низкую из всех буржуазии… Наша буржуазия всегда останется такой же чуждой народу, какой она является в настоящее время».
Таким образом, борясь против революционно-социалистических групп, черносотенцы смыкались с ними по ряду принципиальных теоретических позиций. Так же как и социалисты, они отрицали необходимость выборов в 1-ю Думу, многие из них требовали ее роспуска, исходя из того, что подобное учреждение противоречит «русским традициям». В послании одесского отделения «Союза русского народа» Николаю II говорилось: «Светлое будущее России не в грязи европейского парламентаризма, а в русском самодержавии, опирающемся на народные массы и на совет выборных деловых людей, а не интриганов». Россия, говорилось далее, должна сбросить «величайшего хама в образе Государственной думы и левой печати».
Тем не менее правые националисты организовали свою избирательную кампанию во 2-ю Думу, хотя и неудачно. Дубровин получил на выборах лишь несколько десятков голосов. В целом им удалось провести около 30 депутатов, но уже через некоторое время часть этих депутатов откололась от явных
черносотенцев, чье представительство сократилось до 10 человек.
Успешнее черносотенцы проводили массовые акции, в частности посылку писем и телеграмм с требованиями роспуска Думы. В критические революционные дни им также удавалось собирать тысячи своих единомышленников на массовые демонстрации. Как правило, такие демонстрации заканчивались погромами, нападениями, убийствами. «Красный» террор революционных партий и групп соседствовал с «черным» террором крайне правых националистов. По данным российской прессы, только за три недели демонстраций после 17 октября 1905 г. в результате черносотенных погромов и нападений было убито свыше 4 тыс. человек.
Официально правительственные круги тщательно отмежевывались от крайних националистов. Не вступал с ними в контакты Витте. Столыпин добился издания царского указа с запретом распространения книги антисемитской направленности «Протоколы сионских мудрецов». Тем не менее определенная часть бюрократического аппарата явно или тайно поддерживала такие группировки. Непоследователен в отношениях, с ними был и сам Николай II.
В целом можно утверждать, что в деле борьбы с революцией правые националисты не сыграли большой роли и не приобрели в ходе событий 1905— 1907 гг. сколь-нибудь значительного влияния.
Социалистические партии в 1905—1907 гг.
Социалистические идеи на рубеже XIX — XX веков были популярны во многих европейских странах. Наиболее дальновидные представители правящих кругов осознавали, что внимание к реальным проблемам рабочих, низших слоев общества позволит уменьшить возможности социального взрыва. Результатом этой политики стало то, что некоторые социалистические течения постепенно начинают принимать умеренный характер и включаются в парламентские формы политической борьбы. «Ревизия» марксизма в теории была осуществлена Э. Берн-штейном, другом и душеприказчиком Ф. Энгельса.
В России же распространение социалистических идей находилось в самом начале пути. В конце XIX века относительно небольшие группы, максимум в несколько десятков человек, собирались для их изучения и пропаганды. Одни из них — будущие социал-демократы — были социалистами «западного» толка — последователями учения К. Маркса. Другие — социалисты-революционеры (эсеры), восприняв некоторые идеи марксизма, вели свою родословную от народников 70—80-х гг.
В 1898 г. в Минске девять человек провозгласили себя Российской социал-демократической рабочей партией. Каждый из них представлял небольшие марксистские организации и группы. Теоретическая подготовка участников встречи была невысока, поэтому для написания программных документов они обратились к П. Струве, который в те годы увлекался марксизмом.
С декабря 1900 г. в Мюнхене (Германия) стала издаваться марксистская газета «Искра», фактическими руководителями которой были Г. В. Плеханов и В. И. Ульянов.
В июле — августе 1903 г. в Брюсселе и Лондоне проходил II съезд РСДРП. Съезд стал ареной острейшей полемики между различными течениями в российском марксизме. Ведущую роль на съезде сыграли «твердые» искровцы, объединившиеся вокруг В. И. Ленина. Ульянов-Ленин настаивал на создании жестко организованной, с железной дисциплиной организации, считая, что именно такая структура способна пережить все потрясения и стать базой для взятия власти и установления диктатуры пролетариата. «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию»,— писал он накануне съезда в книге «Что делать?», противопоставляя ее «буржуазной, интеллигентской расхлябанности». По большинству вопросов победила точка зрения Ленина. С тех пор радикальные социал-демократы, впоследствии назвавшие себя коммунистами, получили наименование «большевиков», а их товарищи по партии, которые не отходили от главных программных целей, но отрицали жесткую централизацию — «меньшевиков».
В самой партии большинство социал-демократов высказались в поддержку Мартова. Ленинцы были обвинены в раскольничестве. Программа РСДРП, принятая на съезде, состояла из двух частей. Программа-максимум провозглашала целью «социальную революцию», которая «уничтожит деление общества на классы и освободит все человечество», причем главным условием ее осуществления является диктатура пролетариата. Программа-минимум — свержение самодержавия и установление демократической республики. Впрочем, даже оппоненты Ленина были уверены, что демократическая республика будет недолговечной и приведет к власти пролетариат. Они делали вид, что не следует быть слишком щепетильными в средствах. Даже Г. В. Плеханов утверждал, что «если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его (т. е. парламент) …через две недели». И большевики и меньшевики до 1917 г. находились формально в одной партии, хотя и действовали автономно друг от друга.
С началом революционных событий 1905— 1907 гг. активизировались оба течения социал-демократии. Стратегия и тактика партии в годы революции была определена на III съезде весной 1905 г. Большевики во главе с Лениным исходили из убеждения, что страна находится в условиях буржуазно-демократической революции, призванной свергнуть монархию и установить демократическую республику. Они также предполагали, что в отличие от Западной Европы вождем революции является не буржуазия, а пролетариат. Главным вопросом революции, или, по выражению Ленина, ее «гвоздем», был аграрный вопрос. Из этих посылок делался вывод, что необходимо готовить и проводить антиправительственное вооруженное восстание, в ходе которого будет сформировано временное революционное правительство, реализующее программу-минимум РСДРП, возникнут условия и для реализации про-граммы-максимум.
Большевики бойкотировали выборы в 1-ю Думу, надеясь на революционный взрыв. Они принимали активное участие во всех антиправительственных выступлениях: в армии и на флоте, в организации
вооруженных формирований, в боевых действиях в Москве и других городах. Когда же революционные события пошли на спад, большевики приняли решение идти на выборы во 2-ю Думу. В ней им удалось получить чуть больше десяти мест, то есть столько же, сколько крайне правым националистам. И те и другие использовали Думу лишь в качестве политической трибуны. Одновременно они не прекращали боевой работы, участвуя в организации вооруженных выступлений. Часть сил была брошена ими на проведение экспроприации, т. е. грабежей. В частности, знаменитым было ограбление почтового дилижанса, везшего большую сумму денег, осуществленное под руководством кавказских большевиков И. Джугашвили (Сталина) и А. Тер-Петросяна (Камо).
Уже тогда среди руководства большевиков стали выделяться вожди, преимущественно находившиеся в эмиграции, и те, кто большую часть времени вел подпольную работу в самой России.
К середине 1907 г. большевики были в значительной степени обескровлены и заняты внутрипартийными дискуссиями.
Меньшевики считали, что в России идет буржуазная революция по западноевропейскому образцу, которая приведет к власти буржуазию, а рабочие сыграют в ней роль «крайне левой оппозиции». Меньшевики широко занимались пропагандой и в меньшей степени участвовали в вооруженных действиях. Впрочем, многие их лидеры искренне считали, что делают с большевиками одно общее дело.
Партия социалистов-революционеров в эти годы была самой крупной, активной и самой страшной в глазах властей социалистической партией. Программной целью партии провозглашалась борьба за экспроприацию капиталистической собственности и организация «производства и всего общественного строя на социалистических началах». К числу рабочих эсеры относили всех трудящихся, включая крестьян. Общество, по их воззрениям, должно было быть устроено в рамках «социализации», то есть перехода фабрик и заводов в руки непосредственных производителей, а земли в общенародное состояние на основе уравнительного землепользования.
Поскольку среди рядовых эсеров значительную часть составляли выходцы из крестьян и в связи с тем, что партия пристальное внимание уделяла аграрному вопросу, эсеров называли крестьянской партией. Партия была достаточно массовой. Ее организации действовали в 500 городах и населенных пунктах. Эсеры также были сторонниками «временной революционной диктатуры».
В 1901 г. была сформирована Боевая организация партии эсеров во главе с Г. Гершуни. Она провела серию эффектных покушений на высших сановников российского правительства, в частности были убиты два министра внутренних дел. Акты террора, риск привлекали к эсерам революционно-беспощадно настроенных молодых людей. Но одним из руководителей Боевой организации был Е. Азеф, являвшийся платным сотрудником охранки. Террор и провокация всегда идут рядом.
В ходе событий 1905—1906 гг. партия раскололась на три течения.
Во-первых, центр, эсеры «старой школы». Во-вторых, крайние эсеры-максималисты, требовавшие признать революцию не буржуазной, а социалистической. Они призывали «бить буржуев», ибо «только бомбами можно заставить их пойти на уступки». В-третьих, правые, «народные социалисты», объявившие о стремлении создать легальную партию, отказавшиеся от лозунга социализации земли и даже от требования демократической республики. Они провозгласили: «В трудных обстоятельствах, в каких находится страна, есть только один выход… Русскому государству нужен новый Основной Закон — России нужна Конституция».
Эсеровский центр и народные социалисты имели влиятельные позиции в обеих Думах, особенно во второй. Они оказывали серьезное воздействие и на многих депутатов-крестьян. Однако их радикальные цели в тех условиях парламентским путем не были осуществимы. Поэтому эсеры сочетали парламентские действия с участием в вооруженных акциях. Фактически они стали самой террористической из всех политических партий 1905—1907 гг. Всего учтено более двухсот террористических акций, совершенных ими в этот период. Эсеры вышли из
этих событий с ореолом героев и мучеников, какими они выглядели в глазах немалого числа интеллигенции, относившей себя к прогрессивному лагерю.
К революционному, лагерю принадлежали и многочисленные анархистские организации, действовавшие в ряде городов России. Самыми известными из них были «Бунтарь», «Черное знамя», «Хлеб и воля». Они рекрутировали сторонников среди городских слоев, учащейся молодежи. Их платформой было отрицание государства как такового, а основой тактики — индивидуальный террор и экспроприации.
Все революционные и социалистические партии в ходе событий вынуждены были сотрудничать друг с другом, но единого их фронта так и не сложилось. Однако в целом они обрели определенный опыт революционной борьбы. Руководители слишком много спорили по теоретическим вопросам, ревниво охраняли свою личную и организационную самостоятельность. К концу революционных событий во многие организации были внедрены осведомители и провокаторы.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из программы Российской социал-демократической рабочей партии (1903 г.)
…РСДРП ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы:
1. Самодержавие народа, т. е. сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа и образующего одну палату.
2. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при выборах как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления для всех граждан и гражданок, достигших 20 лет; тайное голосование при выборах; право каждого избирателя быть избранным во все представительные учреждения; двухгодичные парламенты; жалованье народным представителям.
3. Широкое местное самоуправление; областное самоуправление для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения.
4. Неприкосновенность личности и жилища.
5. Неограниченную свободу совести, слова, печати, собраний, стачек, союзов.
6. Свободу передвижения и промыслов.
7. Уничтожение сословий и полную равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности.
8. Право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ; право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях; введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях.
9. Право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства.
10. Право каждого лица преследовать в обычном порядке перед судом присяжных всякого чиновника.
11. Выборность судей народом.
12. Замену постоянного войска всеобщим вооружением народа.
13. Отделение церкви от государства и школы от церкви.
14. Даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обсего пола до 16 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.
Из программы Партии социалистов-революционеров (1906 г.)
…Партия Социалистов-Революционеров в России рассматривает себя как один из отрядов армии международного социализма и ведет свою деятельность в духе общих интересов ее борьбы, в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности.
…П. С. Р. в этот период будет отстаивать, поддерживать или вырывать своей революционной борьбой следующие меры:
…В политической и правовой области:
Признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина: полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов; свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек); неприкос-
новенность личности и жилища; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов,— установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение; пропорциональное представительство; прямое народное законодательство (референдум и инициатива); выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц, включая депутатов и судей; бесплатность судопроизводства…
…В вопросах переустройства земельных отношений П. С. Р. стремится опереться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал, на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности — на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне партия будет стоять за социализацию земли, т. е. за изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведение центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведование резервным земельным фондом и т. п.); пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т. е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента, путем специального обложения,— должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узкоместное значение (обширные леса, рыбные ловли и т. д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.
Из программы Конституционно-демократической партии
(1905 г.)
I. Основные права граждан
1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.
2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения не допускаются. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.
3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного* слова, виновные отвечают только перед судом…
II. Государственный строй
13. Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом.
14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола (примечание: по вопросу немедленного распространения избирательного права на женщин меньшинство осталось по практическим соображениям при особом мнении, в силу чего съезд признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинст-ва)…
III. Местное самоуправление и автономия
20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.
21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправляющихся единиц, должно быть основано на все-
общем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.
Из устава «Союза русского народа» (1936 г.)
I. Цель Союза
1. Союз русского народа постановляет себе неуклонною целью развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой.
19. Программа
Благо родины — в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности…
3. Русский народ — народ православный, а потому христианской православной церкви, которая должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых правах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение.
4. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено церковью и оправдано историей; самодержавие наше — в единении царя с народом…
5. Русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве…
6. Государственная дума, чуждая всяких ограничений верховной царской власти, должна быть национально-русской…
В. В. Шульгин (из рукописей 60-х гг.)
Что характерно для Гос. думы 3-го созыва? Под руководством Столыпина это была борьба середины с левыми и правыми.
Борьба за что?
За мирную эволюцию — Вперед на легком тормозе! — говорил Петр Аркадьевич.
Но эволюции не хотели ни те, ни другие; ни левые, ни правые.
Сначала о левых. Почему они не хотели эволюции?
Потому что они хотели Революции. И в этом деле они не желали никакого тормоза.
Немедленно все разрушить. Огнем и мечом] Они жгли культурные усадьбы…
Они, не признающие тормозов революционеры, совершали подвиги самопожертвования и безумия. Четверо молодых людей, переодевшись в форму одного из гвардейских полков, явились на прием к Столыпину. Охрана далась в обман. Мнимые гвардейцы пронесли в своих касках бомбы, и дом взлетел на воздух. При этом погибло сорок человек…
Столыпин уцелел, но революционеры продолжали свою деятельность. По счету Пуришкевича, за время Первой революции они убили и ранили 20 тыс. человек. На террор снизу Столыпин ответил террором сверху. Тут счет скромнее. Революционеры утверждали, что по приговорам военно-полевых судов было расстреляно 2 с половиной тысячи бомбометателей и иных насильников.
Печальные цифры. Но все относительно. Если сравнить с разгулом смертной казни, наступившим со времени учреждения Чека, то дореволюционные цифры покажутся детскими упражнениями недоучившихся палачей…
К чему же стремились все эти люди, убивавшие и умирав* шие?
Они стремились к Революции. Их средство был террор. Они стремились запугать Впасть. Они были убеждены, что дрогнувшую власть они свергнут и сядут на ее место. Так и случилось. Родзянко сказал в первый день Февральской революции:
— Министры разбежались так, что собаками их не сыщешь.
Но пока был жив Столыпин, Власть не дрожала. Поэтому так и охотились за ним убийцы.

Добавить комментарий